Гуманистическая педагогика
Цель современной педагогической деятельности — воспитание гуманной, нравственной,демократичной личности, всесторонне развитой (физически, духовно, интеллектуально).
1 этап развития гуманистической педагогики
Я. А. Коменский создал одну из самых влиятельных педагогических систем. В его классно-урочной системе ребенок должен делать всё под руководством учителя, где он в свою очередь хорошо изучал ребенка и всегда учитывал его индивидуальность.
В. А. Сухомлинский внес значительный вклад в развитие идей гуманности. По его мнению, чтобы нравственный идеал стал реальностью, необходимо учить детей правильной жизни, правильным поступкам и отношению к людям и к самому себе.
К. Д. Ушинский определил воспитание как сознательный процесс создания гармоничной личности. Одну из значимых ролей в педагогике он отдаёт воспитанию нравственности,
утверждая, что основной задачей воспитания является нравственное влияние, а не развитие ума и наполнение знаниями. Основными средствами воспитания педагог считал: личный пример учителя, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания, а также обучение и убеждение. Гуманное отношение к ученику должна быть основой воспитания.
2 этап развития гуманистической педагогики
Развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов) идеями которого стали поисковый характер обучения, самостоятельность мышления, опора на проявление индивидуальности детьми, доверительная атмосфера в ходе взаимодействия со школьниками.
Коммуникативное направление опиралось на создание атмосферы в учебном заведении по принципу большой семьи, где все заботятся друг о друге.
Педагогика сотрудничества (С.Л.Соловейчик) говорит о ведущей роли учителя: он не просто учит детей, а помогает учиться, создаёт обстановку, развивающую среду, которая побуждает к учению. Здесь каждый ученик чувствует себя личностью, чувствует себя защищённым, исключено оскорбление ребенка подозрением в неспособности к чему-либо. Педагоги общаются между собой, происходит сотрудничество между детьми, родителями, учителями.
3 этап развития гуманистической педагогики
В настоящее время задача гуманистической педагогики: осмыслить и педагогически интерпритировать ранее возникшие идеи и принципы в свете меняющихся социокультурных условий. Педагогу важно сохранить внимательное отношение к внутреннему миру ребенка, принять его таким, какой он есть, помочь в процессе самоактуализации: в осознании целей развития и способствовать их достижению, поддерживая рост детей как личности, не снимая при этом с себя ответственности за результаты.
При подготовке данного раздела использованы материалы:
Макарова Ю. В. Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых // Молодой ученый. — 2016. — No21. —
С. 880-883. — URL https://moluch.ru/archive/125/34681/ (дата обращения: 24.07.2019).