1 этап развития гуманистической педагогики:
Я. А. Коменский создал одну из самых влиятельных педагогических систем. В его классно-урочной системе ребёнок делает всё под руководством учителя, который изучает ребёнка и учитывает его индивидуальность.
В. А. Сухомлинский внёс значительный вклад в развитие идей гуманности. Он считал, что для того чтобы нравственный идеал стал реальностью, нужно учить детей правильной жизни, поступкам и отношению к людям и к себе.
К. Д. Ушинский определил воспитание как сознательный процесс создания гармоничной личности. Он отводил одну из значимых ролей в педагогике воспитанию нравственности, утверждая, что основная задача воспитания — нравственное влияние, а не развитие ума и наполнение знаниями. Педагог считал, что основными средствами воспитания являются личный пример учителя, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания, а также обучение и убеждение. Гуманное отношение к ученику должно быть основой воспитания.
2 этап развития гуманистической педагогики:
Развивающее обучение (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) предполагает поисковый характер обучения, самостоятельность мышления, опору на проявление индивидуальности детьми и доверительную атмосферу во взаимодействии со школьниками.
Коммуникативное направление основано на создании атмосферы в учебном заведении по принципу большой семьи, где все заботятся друг о друге.
Педагогика сотрудничества (С. Л. Соловейчик) говорит о ведущей роли учителя: он не просто учит детей, но и помогает им учиться, создаёт развивающую среду, которая побуждает к учению. Здесь каждый ученик чувствует себя личностью, защищённой, исключено оскорбление ребёнка подозрением в неспособности к чему-либо. Педагоги общаются между собой, происходит сотрудничество между детьми, родителями и учителями.
3 этап развития гуманистической педагогики:
В настоящее время задача гуманистической педагогики — осмыслить и педагогически интерпретировать ранее возникшие идеи и принципы в свете меняющихся социокультурных условий. Педагогу важно сохранять внимательное отношение к внутреннему миру ребёнка, принимать его таким, какой он есть, помогать в процессе самоактуализации: осознавать цели развития и способствовать их достижению, поддерживая рост детей как личности, не снимая с себя ответственности за результаты.